Искусственный интеллект в образовании: спасение для школ или ловушка, в которую все весело прыгают
Цитата: gerardo6031 от 18 ноября 2025, 21:22На словах все давно поняли, что ИИ может стать сильным инструментом в обучении. Он помогает проверять работы, объясняет сложные темы, подстраивается под темп ученика. Звучит красиво. Но никто толком не обсуждает, что происходит с самим процессом обучения, когда все начинают опираться на алгоритмы. Условно: школьник не понимает, зачем ему держать в голове формулы, если нейросеть всё решит. Учитель не видит смысла проверять работы вручную. Администрация мечтает сократить расходы и нагрузку.
При этом у ИИ нет интуиции. Он не чувствует состояние ребёнка, не ловит нюансы, которые опытный педагог видит за три слова. Более того, чем больше школ будут полагаться на автоматизацию, тем сильнее будет расти разрыв между теми, у кого есть доступ к качественным решениям, и теми, кто получает их дешёвые копии. В итоге ИИ может не улучшить образование, а разделить его на два уровня.
Плюс ещё одно: дети, которые привыкнут к тому, что за них думает машина, будут очень уязвимы во взрослой жизни. Творчество, критическое мышление, способность разбираться в сложных ситуациях — это ведь не алгоритм. ИИ даёт удобство, но может отучить людей напрягать голову. Может, стоит притормозить и разобраться, куда мы вообще движемся.
На словах все давно поняли, что ИИ может стать сильным инструментом в обучении. Он помогает проверять работы, объясняет сложные темы, подстраивается под темп ученика. Звучит красиво. Но никто толком не обсуждает, что происходит с самим процессом обучения, когда все начинают опираться на алгоритмы. Условно: школьник не понимает, зачем ему держать в голове формулы, если нейросеть всё решит. Учитель не видит смысла проверять работы вручную. Администрация мечтает сократить расходы и нагрузку.
При этом у ИИ нет интуиции. Он не чувствует состояние ребёнка, не ловит нюансы, которые опытный педагог видит за три слова. Более того, чем больше школ будут полагаться на автоматизацию, тем сильнее будет расти разрыв между теми, у кого есть доступ к качественным решениям, и теми, кто получает их дешёвые копии. В итоге ИИ может не улучшить образование, а разделить его на два уровня.
Плюс ещё одно: дети, которые привыкнут к тому, что за них думает машина, будут очень уязвимы во взрослой жизни. Творчество, критическое мышление, способность разбираться в сложных ситуациях — это ведь не алгоритм. ИИ даёт удобство, но может отучить людей напрягать голову. Может, стоит притормозить и разобраться, куда мы вообще движемся.